ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ

Философско-педагогическая теория Ф.Фребеля переняла идеи немецкой классической философии. Свою педагогическую концепцию он строит под влиянием философии Гегеля, Фихте и Шеллинга.

Ф.Фребель исходит из утверждения, что мир управляется «вечным законом» и что этот закон один и тот же в природе и в жизни человека. Другими словами, он считает, что в основе всего лежит Бог, вечное существо, действующее во всем, в каждой вещи, в человеке и творении. Такая символическая мысль легла в основу его понимания природы, человека и воспитания и сыграла значимую роль в его педагогике.

Ф.Фребель рассматривает ребенка как наиболее совершенный продукт эволюции, в котором есть возможность его развития и открытия божественной сущности. Воспитание должно быть в гармонии с природой. Идеи Песталоцци и идеи Руссо о спонтанном развитии детей, безусловно, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф.Фребеля на мир и воспитание.

Две философские идеи лежат в основе педагогической теории Ф.Фребеля: идея единства и идея эволюции. Поскольку природа и человек управляются одним и тем же законом, то само образование должно быть гармонизировано с природой. «Как педагог, вы должны следить за естественным ходом развития ребенка». «Подобно тому, как семя содержит в себе растение и всю растительную жизнь, не правда ли, что и ребенок содержит в себе всего человека и все человечество?» (Ф.Фрёбель, 1895, стр. 62). Воспитание ребенка должно находиться в соответствии с природой. Ф.Фребель предлагает родителям и педагогам соблюдать законы природы и черпать из них воспитательные намерения. Такое отношение иллюстрирует следующая цитата:

«Мы даем достаточно места и времени растениям и животным, зная, что, таким образом, они будут прекрасно развиваться и расти по законам, действующим внутри них; мы оставляем в покое молодые растения и молодых животных, зная, что иной порядок действий помешал бы их цветению и развитию, ….О вы, люди, приближающиеся через свои сады и поля, луга и рощи, почему бы вам не открыть свои чувства, чтобы услышать то, чему учит вас природа на своем безмолвном языке … но как зародыш несет в себе растение и всю растительную жизнь, так и ребенок несет в себе и всего человека и всю жизнь человечества? … взгляните на растение, которое вы называете сорняком, и что поэтому оно росло под давлением и насилием, едва давая намек на свою внутреннюю законность и посмотрите на свободное пространство, … и увидите, какую законность, какую чистую внутреннюю жизнь, стройную жизнь она показывает во всех своих произведениях и проявлениях! Таким образом, родители, ваши дети, которым вы преждевременно навязываете форму и призвание вопреки их природе и которые поэтому двигаются вокруг вас болезненно и неестественно, могли бы стать прекрасными и всесторонне развитыми существами»….

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ

  1. Воспитание есть стремление к совершенствованию, к прогрессу.
  2. Воспитание и образование необходимо рассматривать в нерушимом единстве с жизнью и природой. Важно следовать природе ребенка, ее внутренним законам.
  3. В каждом ребенке изначально есть зародыши способностей, важно их выявить и приспособить для познания окружающего мира.
  4. Человеческая жизнь в своем развитии проходит несколько этапов, каждый из которых решает присущие только ему задачи и существует в неразрывной связи с другими. Нельзя стать полноценным человеком, не реализовав свои стремления на предыдущих ступенях. «Вообще говоря, что пропущено в детском возрасте в воспитании и развитии человека и чем в это время пренебрегли, – этого никогда нельзя возместить».
  5. Движущими силами развития являются внутренние причины, способствующие внутреннему развитию, а также внешние побуждения от человека или вещей, от которых зависит проявление внутреннего во вне.
  6. Ребенок становится человеком в истинном смысле этого слова, целостной личностью, когда в воспитательно-образовательном процессе учитываются различные стороны человека и используются разнообразные факторы воздействия на него в неотрывной связи с жизнью.