«Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё». Ф.Фрёбель

Ф.Фрёбель уделял большое внимание вопросам игры, подчеркивая её особую роль в детском возрасте. Играя, ребенок развивается, но одновременно игра есть высшая ступень детского развития. Стремление играть у ребенка тесно связано с инстинктом деятельности, занятия. Именно свободная, самостоятельная деятельность с предметами вызывает игру. Поэтому так важно, чтобы первые предметы – игрушки – способствовали этому. Предлагая свои первые дары, педагог оценивает их и с этой точки зрения: не всякая игрушка вызывает потребность играть, а только такая, которая содержит в себе способность изображать большое множество самых разных предметов, которая дает возможность фантазировать.

Первая игрушка, считает Фрёбель, не должна сильно отличаться от самого ребенка, она должна быть его подобием, быть предметом, из которого ребенок может сделать что угодно и увидеть в нем то, что ему захочется. Одновременно она должна быть чем-то противоположным ребенку, т.е. существовать отдельно от него, быть вещью. Такое сочетание необходимых качеств содержит в себе мяч. Сам по себе он демонстрирует единство мира. А чтобы показать многообразие мира педагог рекомендует разноцветные мячи. Это и есть первый дар Фрёбеля.

1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти (вязаных), окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками.
Этот дар можно использовать уже на первом году жизни ребенка, начиная со второго-третьего месяца.
Первый дар учит малыша различать цвет и форму, дает представление о состоянии покоя и движения.
Мама показывает ребенку, как обращаться с мячом, постепенно малыша к осознанию этих действий, непременно сопровождая их словом, а лучше – сочетая с пением.


2 дар
От мягкого небольшого мяча ребенок переходит к твердому гладкому шару. Через шар ребенок познает свет и тень (белые и черные шары); он дает четкие представления о состоянии покоя и движении; более четко выражен звук, издаваемый им при падении. Связан с шаром, но в тоже время противоположен ему куб. Промежуточное место между ними, обладая свойствами шара и куба, занимает цилиндр.
Эти предметы уже деревянные. Здесь уже нет цвета (кроме белого и черного), а на первый план выступают форма тела, поверхность, грани, углы. Ребенок в этих основных формах может увидеть самые конкретные предметы окружающей его действительности: стул, стол, колонну с пьедесталом, живые существа.

При помощи первых двух даров ребенок не только развивает себя физически (различные игры с мячом, «городки», не только знакомится с предметами окружающего мира, развивает свою фантазию, но и узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, числу, познает физические явления.

Система игр-занятий, начиная со второго дара и включая шестой, преследует цель сформировать у детей представления о формах жизни, познания и красоты, соответственно, они являются средствами нравственного, умственного и эстетического воспитания.

3 дар – это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.

С помощью третьего дара ребенок получает представление о пространственном положении предметов: рядом, вверх, вниз, спереди, сзади. Из кубиков уже можно
выстраивать различные фигуры, конструировать элементарные предметы (стул, лесенка и пр.).

Начиная с третьего дара ребенок все более углубляется во взаимоотношения между частями, составляющими единое целое, подходя к такому понятию, как число.

4 дар – это куб, разделенный на 8 брусков. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.

5 дар игр состоит из 21 целого, или неразделенного кубика, из 3-х разделенных пополам и из 3-х разделенных на 4 части по своим косым, или боковым, поверхностям кубиков, которые все вместе образуют один главный целый куб, равный 27 частичным кубикам.
Здесь впервые появляется треугольная призма.
Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.

6 дар – это 18 прямоугольных брусков, 12 плоских полу-кубиков и 6 узких прямоугольных столбцов.
Этот дар также способствует развитию у ребенка пространственного и образного мышления, воображения, навыков конструирования.
Постепенное введение даров заканчивается приблизительно на 4-ом году жизни ребенка, тогда как действия с ними происходят и потом.
В системе Фрёбеля все происходит очень разумно, последовательно. Здесь важно не торопиться, но и замедленности быть не должно.


Источник материала:
Фребель Ф. Будем жить для наших детей/Пер.с нем.:сост., предисл. Л.М.Волобуевой. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 248 с. (Серия «Психология детства: Классическое наследие»)