Биография Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля
21 апреля 1782 г.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (Friedrich Wilhelm August Frobel) родился в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
7 февраля 1783 г.
Когда Фридриху было 9 месяцев, скончалась его мама. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
1792 г.
Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забрал его в свою семью в г. Штадтилм, где Фридрих стал посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
1779 г.
После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
1799 г.
Фрёбель поступил в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери, где изучал математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства, и он был вынужден вернуться к отцу.
1802 г.
Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библиотекарем, секретарем, но вся эта работа не приносила ему удовлетворения.
1804–1805 г.
Поворотные годы в биографии Фрёбеля.
Получение наследства после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжил изучать архитектуру, в которой его привлекали точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».
1806 г.
Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, он поменял архитектуру на педагогику. В этой школе Фридрих познакомился с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встретился с Песталоцци в Ивердонском университете. Собственная педагогическая практика Фрёбеля и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.
1811 г.
Фридрих поступил в Геттингенский университет, затем в Берлинский.
1813 г.
Фрёбель прервал занятия в университете и поступил волонтером в действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».
1816 г.
Открылась первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.
1826 г.
Фрёбель написал свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека».
В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.
1836–1837 гг.
Фрёбель разработал план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.
1838–1839 г.
Фрёбель путешествовал по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
1838–1840 гг.
Фрёбель стал издавать газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.
1839 г.
Вышла в свет его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
1840 г.
Фрёбель нашел название своему дошкольному учреждению – «детский сад».
В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
В этом же году 28 июля открылся первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».
1842 г.
Отрылись курсы подготовки женщин для работы в детских садах.
1844 г.
Вышла в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч».
Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновал концептуальные основы своих педагогических воззрений.
1849–1850 гг.
Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о важности распространения детских садов. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета.
22 сентября 1851 г.
По роковому стечению обстоятельств, по идеологическим мотивам, все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 г.
Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна.
Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США.
Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.