В продолжение темы изобразительных подвижных игр стоит отметить также такие игры, как «Колесо», «Звезда», «Круг, звезда, цветы и венчик». В их основе лежат действия детей, связанные с выстраиванием определённой формы (колеса, звезды и т.д.) по сигналу (хлопку) руководителя игры. Данные перестроения всегда сопровождаются пением.

 

Из изобразительных игр рождаются игры с хождением (сущность данного вида игр заключается в выполнении различных видов движений: прямых, кривых, круговых, спиральных и пр.) и игры с беганием как логичного стремления ребёнка упражнять свою ловкость и сравнивать свои силы с другими.

 

В отдельную группу Фридрих Фрёбель выделял подвижные игры в мяч на шнурке, «имеющие в виду определённое развитие тела и его частей». Процесс игры происходит в кругу: под пение ребята вслед за ведущим, у которого в руке мяч на шнурке, осуществляют различные движения: это могут быть колебательные (прямые или вращательные) движения одной или обеими руками для раскачивания мяча, движения ногами и т.д. Данный вид игр замечательно подходит маленьким детям, на которых ритмичное покачивание мяча действует завораживающе.

 

Интересна подвижная игра, в которой ребята ищут центр круга. Позвольте на ней остановиться подробнее.

 

ХОД ИГРЫ
Дети встают в круг, поднимают правую руку до горизонтального положения, указывая ею на середину,
начинают кружиться и поют:
«Хоть в кругу мы и вертИмся,
Видеть центр всегда стремимся».
Далее тоже самое воспроизводится левой рукой.

 

Затем дети опускают руки, поворачиваются лицом к середине, идут по кругу и при этом поют:
«Хоть в кругу мы и вертимся,
Видеть центр всегда стремимся».
Здесь особенно важно, чтобы круг при этом был, по возможности, идеальной формы.
Это подчеркивается также песенкой:
«Если правилен наш круг,
В нем средину видно вдруг».

 

Далее руководитель игры задает вопрос: «А можете ли вы показать мне середину?». Затем он выбирает того ребенка, который откликнулся, и которого он считает лучше усвоившим это, и говорит, обращаясь к нему: «Где же середина, ты покажи нам!».

 

Ребенок выходит в центр круга, а руководитель игры тихо сопровождает его, позволяет ему постоять там несколько секунд и затем уводит его обратно под пение:
«Ты исполнил наш приказ,
Иди на место сам сейчас!».

 

Таким образом руководитель игры подводит каждого из детей круга в середину и уводит обратно.

 

Если при движении кругом окажется беспорядок, отступление от формы круга и т. д., то ребенок, стоящий в середине, должен поднятием руки по направлению к допустившему ошибку обратить на это внимание. Если ребенок не делает этого, то круг имеет право обратить его внимание на эту обязанность, припевая при этом:
«Кто в середине быть желает,
Тот порядок соблюдает».

 

Таким образом, дети изучают и телесно закрепляют знания об окружности.

 

В заключении обзора подвижных игр, предложенных Фридрихом Фрёбелем, следует отметить следующие важные моменты:
1) основная идея и сущность этих игр следуют прежде всего из природы детей, их внутренних потребностей. Это действительно возможно при должном наблюдении за жизнью ребят.
2) в данных играх заключена одна из основополагающих идей педагогической философии Фрёбеля – постоянное взаимодействие общего и частного, части и целого.
3) игры имеют непосредственную взаимосвязь с Дарами.
Всё логично, последовательно и пронизано единым смыслом.

 

А закончить наш рассказ хочется следующими словами Фридриха Фрёбеля: «Я глубоко убежден по многосторонним основаниям и опытам, что в основе высокой, часто действительно духовной радости детей при их часто простых играх, дающих упражнение для тела, и при подвижных играх лежит ни в коем случае не один только физический интерес и не только действие физической силы и телесного движения, но и тихое, хотя и смутное, предчувствие их тем не менее столь тонкого и правильно чувствующего сердца и понимание, что здесь скрыто высшее значение, что игра составляет как бы сокровищницу высших духовных и важных для жизни истин. Поэтому мы должны всеми силами рекомендовать осмысленное наблюдение и уход за детскими играми, но также и прояснение, и очищение их от всякого смутного и чуждого им элемента, чтобы, по крайней мере, это внутреннее значение, этот предполагаемый разумным ребенком смысл игры выступал для него все полнее и полнее. В самом деле, само собою напрашивается убеждение в томе, что таким образом не только пробуждается и проясняется у детей нравственное чувство, но что оно также усиливается и поднимается до высшего совершенства…»

 

 

По материалам книги
Фребель Ф. Т.2 Детский сад: Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 593 с.
Использована иллюстрация из открытых источников: https://florcvet.ru/perviye-detskie-igriy/