Так говорил про эту игру Фридрих Фрёбель.
«Кто не замечал, что дети с большим удовольствием вертятся вокруг гладкого дерева или кола, цепляясь одной рукой за него или желая одной рукой обхватить его…?», — писал педагог.

Игра «Мельница» интересна тем, что выросла из наблюдений за действиями самих детей, а дело было так.

 

Посередине комнаты, где собирались ребята, стояла колонна, предназначенная для поддержки крыши. Как только подходило время игры, данное сооружение совершенно «магнетическим» образом становилось местом сбора детей. Они обхватывали колонну руками и оббегали или даже облетали вокруг неё. Таким образом эта весёлая забава превратилась в любимую игру.

 

ХОД ИГРЫ
«Шесть или восемь детей кладут свою правую руку на столб и стараются удержаться за него. Затем каждый из этих детей хватается левой рукой за другого, второй за третьего и, если позволяет величина колонны, то и за четвертого, так, что от колонны исходит шесть или восемь 2¬-х, 3¬-х или 4-хчленных лучей. Дети распределяются по возможности так, чтобы в каждом кругу стояли дети одинаковой величины или одинаковой силы. Поэтому или самые большие становятся в середину, а самые маленькие наружу, или наоборот, чтобы шагание или быстрота движения сообразовалась с силою самых маленьких детей. Однако руководитель игры и взрослые должны наблюдать постоянно за целым построением и за каждым ребенком в отдельности, чтобы движение происходило равномерно, и порядок детей не был нарушен.

 

Во время этого кружения поётся:
Коль на мельнице кружить
Колесо,—мука бежит,
Мы без устали резвимся,
Знаньем все обогатимся.

 

В эту игру можно также играть в комнате без столба, а также на воздухе.
Руководитель игры привязывает тогда к своим бокам платок или прочный шнурок, обвивает его несколько раз вокруг себя, и за него хватаются дети, стоящие около него, чтобы затем с ним вертеться.

 

На воздухе эта игра удается особенно хорошо, если попадается также дерево с гладкой корой и с полной верхушкой. Раз только движение направо окончено, оно совершается также и налево. Можно для разнообразия и в особенности, имея в виду, что участие принимают в игре дети еще совсем маленькие, вместо хода большими шагами применять также ход мелким шагом».

 

По материалам книги
Фребель Ф. Т.2 Детский сад: Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 593 с.
Использована иллюстрация из открытых источников:
https://pictures.pibig.info/14119-melnica-risunok.html