Подвижные игры, в которых дети показывают какие-либо предметы, явления окружающей среды, Фридрих Фрёбель назвал изобразительными. Как говорил педагог: «Цель и дух этих игр ясны сами собою —ввести в наблюдение природы и окружающей жизни».
«Улиточку» Фрёбель называл одной из наиболее любимых у детей.

ХОД ИГРЫ:
Дети встают в круг, держась за руки. Руководитель игры берет одного ребенка из круга и ведет его за собой; за ним взявшись за руки друг за другом следуют и остальные ребята.
Шествие идет «по внутренней стороне круга кругом до тех пор, пока этот ребенок своим движением не образует линии улитки или спиральной линии, и пока он, обвитый всеми детьми, не остановится в середине.
Затем, обернувшись вокруг себя назад и проходя между своим рядом и соседним,… он старается развиться изнутри, что ему легко и удается, если только дети все держатся крепко друг за друга, и, если линия улитки завита не совсем плотно.

При этом дети поют „песню улитки”:
«Руку в руку все давайте,
Хоровод скорей сплетайте!
Ближе, ближе! Ну, дружнее!
Все теснеe, все теснее!
Веселее, веселее!
Так любовь сердца сближает,
Души все объединяет!»

Когда дети снова образовали круг, руководитель игры старается стать прямо посередине.

Если круг детей окажется слишком велик, то нужно повторить одну из строф: „Все теснее, все теснее…».

Далее руководитель игры и ребята поют:
«Руку об руку сплетайте,
Хоровод вести давайте!
Дальше, дальше раздвигайтесь!
Шире, шире заплетайтесь,
Все свободней раздавайтесь!
С круга тесного начнем,
Круг широкий развернем!»
Теперь все дети опять должны встать в замкнутый круг и пропеть:
«Вдоволь мы повеселимся
И с игрою распростимся».

«Эта игра очень часто также составляет веселое заключение всего времени,
предназначенная для игры. Она приноровлена к этому, так как она соединяет всех детей и товарищей по игре в полном жизни и вполне замкнутом целом, в кругу.
Эта игра имеет свой начальный и конечный пункт, взятый из жизни детей: при верчении мячика на шнурке вокруг указательного пальца он все больше приближается к пальцу по спиральной линии и, наконец, останавливается и затем при обратном движении по такой же линии снова разматывается с пальца и снова быстро наматывается на палец свободным взмахом.
В природе ребенок встречается с наблюдением, напоминающим эту игру, в извилинах раковины, которую так любит он и таким образом слова: «все,
ближе, все теснее», равно как и «все дальше, все шире», не только усваиваются, но и воспринимаются чувством, как ощущения движения».

Продолжение следует!

По материалам книги
Фребель Ф. Т.2 Детский сад: Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 593 с.
Использована иллюстрация из открытых источников: https://fotokonkurs.ru/photo/208371