Ценность подвижных игр в раннем и дошкольном возрасте уже давно не подлежит сомнению. Можно назвать массу достоинств этой формы организации двигательной активности детей. Однако сегодня мы бы хотели подробнее рассказать о том, какое значение придавал подвижным играм Фридрих Фрёбель, как логично, последовательно и разумно он обосновал их роль для развития ребенка.

 

Педагог подчёркивал, что стремление играть у детей тесно связано с инстинктом деятельности, занятия. Неспроста он предложил использовать мяч как самую первую игрушку, ведь именно в нём, в этом «внешнем предмете», выражается внутренняя сущность маленького человека: «Подобно тому, как мячик тихо шевелится, двигается, идет, бежит, так же точно мы видим, что скоро зашевелится, задвигается вместе с ним и играющий ребенок; в нём

выражается желание также ходить или бегать».

И далее: «Каждое прочное и самостоятельное движение ребенка … доставляет ему [ребенку] радость уже благодаря чувству силы, которое оно в нём возбуждает. Таким образом доставляет радость ребенку

уже простое хождение. Оно дает ребенку троякое чувство и сообщает ему сознание, что он может двигаться, что он может передвигаться с одного места на другое, и, наконец, что он, таким образом, может дойти до чего-­нибудь, … добиться чего-­нибудь». Поэтому мы, педагоги и родители, должны быть очень внимательны к первым движениям ребенка. Это бесценный опыт, в ходе которого дитя познаёт окружающий мир, и через него мир внутри себя.

«Каждый маленький путь для него — образовательное путешествие, и каждый предмет—Америка, новый свет, который он или объезжает кругом, чтобы посмотреть, не остров ли он, или к которому он подъезжает, чтобы посмотреть, не материк ли он», – писал Фрёбель.

Одной из таких игр, способной выполнять сразу 2 задачи –  «упражнять самостоятельную способность двигаться… и давать богатый запас наблюдений и опытов», – является, по мнению педагога, игра в путешествие.

Фридрих Фрёбель назвал данный тип игр «Малютка желал бы также путешествовать» и предложил несколько их вариаций. Приведём краткое изложение самой первой подвижной игры ребенка.

 

Дети стоят в кругу; мячик путешествует от одного ребенка к другому и таким образом возбуждает охоту путешествовать

и в самом ребенке. Педагог останавливает движение мячика и выводит в середину круга воспитанника, у которого в этот момент игрушка оказалась в руках.

Садовница произносит: «И Лина (любое имя) бы хотела постранствовать по свету».

И далее поёт: «И Лина переходит от места на другое».

В это время желающий путешествовать ребенок подходить к кому-­нибудь из детей, подает ему руку и поворачивается кругом справа налево, а дети поют: «И Лина, как видите, переходит от места на другое».

Путешествующий и всякий другой ребенок в круге подают друг другу правые руки.

В следующий раз ребенок-путешественник может к этому прибавить и привет: идя вперед, все время подает каждому следующему правую руку и приговаривает при этом: „Добрый день!», и ребенок в круге, которого он приветствовал, делает то же.

Дети охотно играют в эту игру, и как только один окончит свое путешествие, так сейчас же выходят многие, которые желают присоединиться также к путешествию. … Руководитель игры должен следить за тем, чтобы к концу все дети приняли в ней участие.

Можно прибавлять также в качестве некоторого расширения игры в конце путешествия каждого ребенка обращение с вопросом к вновь выходящему на середину круга ребенку: «С кем ты познакомился во время своего путешествия? Ребенок должен в ответ на это назвать имена стоящих в круге детей. Это вносит в игру двойное упражнение: во­первых, это учит не проходить мимо предмета, не обратив на него внимания, а затем также доводить до определенного понимания название предмета и вместе с тем его свойства, по крайней мере, общее впечатление от него.

К этому может быть прибавлено еще третье упражнение: назвать детей в таком же точно порядке, в каком ребенок их приветствовал. Это очень благодетельно действующее, связываемое с наблюдением упражнение памяти, а также упражнение в постоянном понимании и в определенном запоминании порядка и последовательности многих предметов, на которые нужно обратить внимание.

 

Совсем маленьким детям можно сначала позволять указывать пальцем на каждого названного ребенка

(указательный палец приобретает при этом свое истинное значение).

Если дети несколько больше, то можно позволять проследить только глазами порядок детей, стоящих в круге.

Если дети умственно еще более развиты, то можно заставлять их отвертываться лицом от предмета и ребенка, который им назван.

Если, наконец, ребенок приобрел совершенно развитую внутреннюю силу наблюдения и ума, то можно ему сказать,

чтобы он закрыл глаза и с закрытыми глазами назвал бы детей по порядку».

 

Фребель отмечал, что эта невероятно простая игра в дальнейшем может быть развита в другую, например, «Общее путешествие, или путешествие всех», или более сложную в зависимости от возраста и степени развития детей.

 

Играть в путешествие можно бесконечно, придумывая различные варианты дорог, миров, используя предметы окружающего мира, меняя численность детей (пары, тройки и пр.) и их последовательность размещения в пространстве. Можно добавлять слова или играть без слов, пользуясь только мимикой и жестами. Главное – движение: именно оно даёт колоссальный стимул в физическом, интеллектуальном и духовно-нравственном развитии.

 

 

По материалам книги Фребель Ф. Т.2 Детский сад : Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 593 с

Иллюстрация взята из открытых источников: https://ru.stringtranslate.com/wiki/Preschool