В прошлой статье мы начали рассказ о подвижных играх и том значении, которое придавал им Фридрих Фрёбель.
В качестве самого первого вида подвижных игр педагог выделил игры-путешествия. А путешествия и переходы очень часто связаны с посещениями и «притом, с посещениями опять-таки для дальнейших совместных путешествий». Поэтому следующими по логике развития подвижными играми стали игры в посещения, или в хождение в гости друг к другу.
Ход игры
«Дети располагаются друг против друга, смотря по их количеству около двух или около четырех стен комнаты. Двое детей из стоящих таким образом друг против друга рядов при этом припевают:
«Те, что против нас стоят,
В гости к нам идти хотят».
Во время пения ряды идут друг к другу, так что вместе с окончанием слов они встречаются на середине комнаты. Один из рядов, стоящих плотно друг против друга, безразлично, какой именно, приветствует другой ряд и, нагибаясь и кланяясь, поет: «Привет всем вам! Привет всем вам!»
Другой ряд отвечает на это: «Спасибо вам! Спасибо вам!»
Затем поют оба ряда сообща и поворачиваются попарно, следовательно, образуя при этом двойной ряд, и именно в ту сторону, где стоит перед ними руководитель игры:
«Пустите ж нас вы погулять,
Мы столько можем увидать!
Все, что хорошего нашли бы,
Мы вам в рассказах принесли бы!»
Во время этого пения «голова» или вершина ряда идет к одному углу комнаты, поворачивается там к стене, идете вдоль неё
до другого угла комнаты, поворачивает оттуда на середину комнаты, идет затем к другому углу комнаты, расположенному
перед ним, поворачивается опять к другой стене, идет снова вдоль её четвертого угла и заворачивает оттуда внутрь, снова на
середину комнаты.
Здесь путешествующая компания, придя снова в то же положение, из которого она исходила, и таким образом образовав
во время своего путешествия нечто вроде лежащей восьмерки (знак бесконечности), останавливается.
Руководитель игры подходит тогда к каждому из детей и спрашивает, что он видел во время своего путешествия. Спрашивающий затем соединяет предметы из ответов детей в истории или сказку таким образом, чтобы в результате от неё получалось отчасти удовольствие, а отчасти какое-нибудь наблюдение из жизни или из природы, которое может быть полезно для ребенка.
Как только рассказчик назовет какой-нибудь предмет, который видел один из детей во время своей прогулки по комнате или по саду, … этот ребенок должен поднять руку кверху отчасти для обозначения того, что он здесь присутствует при рассказе, отчасти же, чтобы рассказчик был уверен, что он не пропустил при упоминании ни одного предмета. По окончании истории или рассказа путешественники поют рассказчику:
«За ваш, за милый ваш рассказ
Благодарим сердечно вас!»
В то время, как дети это поют, оба ряда снова поворачиваются друг к другу лицом. На этом они расстаются, возвращаются…
на свое прежнее место и при этом поют:
«Мы все домой идем сейчас,
Взгляните ласково на нас».
Если бывает четыре ряда, или две пары рядов, то начинают игру два других ряда.
Фрёбель писал: «Эта игра может доставлять детям большое удовольствие по различным основаниям, и в нее играют очень охотно: во-первых, в силу действительно приятного мотива песни, затем вследствие того, что здесь встречается приветствие и, наконец, также в силу спирального движения, которое так любят дети … может быть, смутно чувствуя, как при этом стремятся соединиться в известном отношении в окружность и центр».
Таким образом игра в посещение есть логичное продолжение игры «Малютка желал бы также путешествовать». Она позволяет детям постепенно узнавать окружающий мир, начав с малого, – знакомого и безопасного пространства. При этом в ходе игры тренируются внимание и память, ориентировка и координация в пространстве, а также навыки общения.
По материалам книги Фребель Ф. Т.2 Детский сад: Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 593 с.
Использована иллюстрация из открытых источников https://dzen.ru/a/YzU_GLMuJC3dv-kG