После революции большинство традиционных праздников, в том числе и новогодние, были на время отменены специальным декретом как пережитки царской эпохи. Несмотря на запрет, люди продолжали отмечать и Новый год, и Рождество. Запрещалась и елка. Как вспоминал знаменитый артист Юрий Никулин, во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».

«Хотя елку родители мне не устраивали, но в Деда Мороза, приходящего к детям на праздник, я верил. И перед Новым годом всегда выставлял ботинки, зная, что Дед Мороз обязательно положит в них игрушку или что-нибудь вкусное. Случалось, что несколько дней подряд я выставлял ботинки, и Дед Мороз все время в них что-нибудь оставлял», — писал Никулин в мемуарах. Однажды Юра обнаружил в ботинке только завернутый в лист бумаги кусок черного хлеба, посыпанный сахаром. «Да что, Дед Мороз обалдел, что ли?», — немедленно возмутился будущий актер. Оказалось, что у родителей Никулина просто закончились деньги, и они не смогли ничего купить. Однако на следующий день, к великой радости Юры, в ботинке уже лежал пряник в форме рыбки.

В 1936 году Новый год вновь вернулся в страну – в статусе государственного праздника. «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!», — писал советский функционер Павел Постышев в газете «Правда».

Первая Всесоюзная новогодняя елка состоялась 31 декабря 1936 года в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда могли только лучшие ученики из Москвы и ее ближайших регионов. Кстати, именно там впервые появились такие персонажи, как Дед Мороз и Снегурочка. Вот как вспоминает эту новогоднюю ночь советская летчица Евгения Руднева: «До двенадцати часов время прошло совершенно незаметно. Каждая комната, почти каждый шаг в фойе таили что-нибудь интересное для нас. В темном углу шло кино, в зале и других комнатах выступали артисты эстрады, в тихой комнате было очень шумно: в центре бегал электропоезд, карусель бесплатно катала желающих, иные могли получить свой профиль, вырезанный из плотной черной бумаги; пушкинская викторина, литературная игра, которая заключалась в следующем: «Кто придумает самое длинное слово, тот получит «Мертвые души» в хорошем издании». Один ученик 10-го класса спрашивает: «Химическое название можно?» — «Пожалуйста». И он сказал: «Метилэтил… гексан». 22 слога! Существует ли такое вещество?
И вот к деду Морозу — конферансье — подбегает Снегурочка и лепечет: «Дедушка, до Нового года одна минута осталась!».

Билеты на такие елки было достать очень непросто, кроме того, нужен был костюм для маскарада, без которого на праздник не пускали. Но попавшие на елку получали подарки, собранные профкомом, куда входили карамельки, печенье, различные фрукты и орехи. Пожалуй, мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года — на Кремлевскую елку. Каждый ребенок возвращался оттуда с традиционным подарком – набором сладостей: в 50-е и 60-е годы в жестяном сундучке (например, украшенных Белкой со Стрелкой или ледоколом «Ленин»), в 70-е и 80-ые – в сундучке из картона или пластмассовом зубчике Кремлевской стены. Сладкий подарок не отменял особого подарка от Деда Мороза, который тот подкладывал уже под домашнюю елочку. Самыми желанными презентами считались фломастеры, разнообразные игрушки, железная дорога, конструктор, новые санки или коньки.

Спустя почти три века дети по-прежнему верят в Деда Мороза и пишут письма новогоднему волшебнику: ежегодно он получает около 400 тыс. посланий. Сейчас чаще всего дети просят новые телефоны, планшеты, куклы, роботы и управляемые машинки. А вот самые необычные желания — получить скатерть-самобранку, крылья феи и хвост русалки.

Источник материала: https://www.gazeta.ru/social/2017/12/25/11532134.shtml?ysclid=lps58fwaom922533726&updated