Мы продолжаем серию статей об истории новогодней открытки в России в рамках нашего Всероссийского онлайн-марафона «Новогодний Фрёбель» и конкурса «Фребель-открытка — 2023» (об условиях участия здесь https://npafp.ru/2022/12/13/startoval-novogodnij-konkurs-fryobel-otkrytka-2023/).
Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в России.
Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, причем они привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском языке. Иногда на карточках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно.
Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги.
Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток — 9 на 14 сантиметров.
«Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам, баре барам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву — три дня, из Петербурга в Тифлис — три-четыре…»
Мария Чапкина. «Русская рождественская и новогодняя открытка 1898–1918»
О рождественской открытке.
По одной из версий, первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой, она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подает», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бем. В набор также вошли: «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко. Открытки, выпущенные тиражом 10 тысяч экземпляров, моментально раскупили, и тираж был издан повторно. И хотя на них не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. С тех пор в России и было налажено производство рождественских открыток.
К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. В их числе Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Небольшими сериями выпускали дорогие новогодние открытки с тиснением, серебряной и золотой крошкой.
В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья. Поэтому на ней демонстрировали символы, приносящие удачу: например, подковы или клевер с четырьмя лепестками. А в соответствии с поверьем о том, что полная луна могла принести богатство на всю жизнь, ее тоже нередко изображали на открытке. Часто изображали детей с цветами. Они олицетворяли светлое будущее, которое непременно ждет в новом году.
Достижения техники – еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они тут же оказались на поздравительных карточках. Картинку дополняли подарками, украшениями и радостными лицами встречающих.
Другим источником сюжетов для открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. В дореволюционной России нередко изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, дети, играющие в снежки и лепящие снеговика, ангелы.
Новогоднего волшебника в царские времена не существовало, но люди верили в рождественского. Его прообразом стал Никола Мирликийский, более известный как Николай Чудотворец.
В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.
Выпуск открыток прекратили полностью после 1917 года, потому что советская власть сочла их элементом быта буржуазного общества.
Продолжение следует!
Источники материала:
https://www.culture.ru/materials/70104/serdce-serdcu-vest-podaet?ysclid=lbmowbws3u732494321
https://atvmedia.ru/materials/volshebstvo-iz-detstva-istoriya-novogodney-otkrytki?ysclid=lbmowdpl35262917391
https://www.livemaster.ru/topic/3273334-article-istoriya-rozhdestvenskih-otkrytok?ysclid=lbmp2x5nhi844468137