Сказка «Двенадцать месяцев» уже давно стала неотъемлемым новогодним атрибутом для многих семей. Но мало кто знает, в каких тяжёлых условиях во время войны писал эту знаменитую пьесу Самуил Яковлевич Маршак.

Когда в 1941 году началась война, Самуил Маршак, отправив семью в эвакуацию, явился в военкомат с просьбой направить его в ополчение. На что получил отказ: «У вас есть более мощное оружие — ваши стихи».
С первых же дней поэт сочинял сатирические произведения, военные очерки. Он писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», помогал делать агитационные плакаты «Окна ТАСС», участвовал в сборе средств в Фонд обороны. А по ночам Маршак ещё успевал дежурить на крыше своего дома.

В самые тяжёлые времена в 1942 году к нему обратился шестилетний ребёнок. В письме мальчик спрашивал, почему он, детский писатель, совершенно забыл о своих главных читателях — детях. Такой искренний и прямолинейный вопрос не остался незамеченным, и среди плотного расписания работы для взрослых, Маршак стал искать время на историю для маленьких. Писатель сел за создание сказки «Двенадцать месяцев».

«Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях — это значит думать о будущем. […] «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемнённой, военной Москве — в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». […] Мне казалось, что в суровые времена дети — да, пожалуй, и взрослые — нуждаются в весёлом праздничном представлении, в поэтической сказке», — говорил Самуил Маршак.

Времени на детскую сказку катастрофически не хватало, поэтому Маршак писал «Двенадцать месяцев» почти год. Черновым вариантом пьесы он поделился со своей подругой, советской поэтессой Маргаритой Алигер, и пригласил её к себе домой на чтение.

«В дни войны, особенно в самую трудную её пору, я, как коллекционер, искала и собирала «приметы победы». Это были частные случаи, факты, эпизоды, положения, почти невероятные и почти немыслимые, если учесть обстоятельства и международную обстановку, в которой они свершались. И тем не менее, они свершались, и мы бывали свидетелями и почти соучастниками этих чудесных свершений. «Двенадцать месяцев» были безоговорочно причислены мною к этой коллекции.
То была чудесная, редкая «примета победы»: в 1942 году, в Москве, жившей еще на осадном положении, когда немцы, после зимнего затишья снова начав наступление, пошли к Сталинграду и дошли до него, художник, кровно связанный с современностью, поэт, с первого дня войны великолепно работающий в трудном жанре политической сатиры, находит в своей душе неиссякаемый и неустанно бьющий источник творческих сил, фантазии и выдумки. Этот источник не заглушали ни ежедневная утомляющая газетная работа, ни тяготы жизни и быта, ни тревоги дней отступления», — писала советская поэтесса, журналистка Маргарита Алигер.

Впервые «Двенадцать месяцев», как прозаическая сказка, была напечатана в Детгизе в 1943 году с подзаголовком «Славянская сказка». В том же году в издательстве «Искусство» было опубликовано отдельное книжное издание с подзаголовком «Славянская сказка. Пьеса в 4–х действиях». «Двенадцать месяцев» также печаталась с подзаголовком «драматическая сказка» и «пьеса-сказка».

Сказка вышла в свет как никогда кстати, она давала людям надежду на счастливое будущее.

Источник материала и фото: https://dtf.ru/read/1001668-dvenadcat-mesyacev-nevese..