Педагогические принципы Фридриха Фребеля

Педагогические принципы Ф. Фребеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

дары Фребеля. Цилиндр, куб, шар

педагогика Фридриха Вильгельма Августа Фребеля основывается на:

- признании уникальности каждого ребенка;
 – признании целостности детства во всех его проявлениях;
 – выявлении индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
– создании условий для развития внутреннего потенциала ребенка;
 – признании ребенка как части семьи и общества;
 – целостном взгляде на развитие каждого ребенка;
 – единстве воспитания и образования, социума и природы, следовании природе ребенка, его внутренним законам.

 

Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Дары Фребеля: мягкие мячи

 

Второй «дар» – шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) – знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» – куб, деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) – дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, по мнению Фрёбеля, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу. Мяч – первая игрушка – выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб – символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части). Однако жизнь не стоит на месте, и идеи фребель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова). Последователи идей фребель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров».