<
Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель ввел понятие «игра» в дошкольное детство как воспитательное средство. Разработал систему детского сада, направленную на развитие природных способностей ребенка, его творческого потенциала. Он одним из первых заметил, что достаточное развитие каждой предыдущей ступени развития является залогом развития личности ребенка на всех последующих стадиях. Фребель распознал глубокое значение игры для ментального развития человека, которое теперь эксперементально доказано современными исследованиями.

краткая биография Фридриха Вильгельма Августа Фребеля

21 апр. 1782. Родился  Фридрих  Вильгельм  Август  Фрёбель  (Friedrich  Wilhelm August Frobel) в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
  
7 февр. 1783. Мать умерла, когда  Фридриху  было  9  месяцев. Эту  раннюю  потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
 
1792. Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забирает его к себе  в  свою семью в г. Штадтилм, где Фридрих начинает посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
 
1779. После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
 
1799. Поступает в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери. Изучает математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства и он был вынужден вернуться к отцу.
 
1802. Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библио-текарем, секретарем, но вся эта работа не приносит ему удовлетворения.
 
1804–1805.  Поворотные года в биографии Фрёбеля. Получение  наследства  после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжает изучать архитектуру, в которой его привлекает точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».

1806.  Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В этой школе он знакомится с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встречается с Песталоцци в Ивердонском университете. Его собственная педагогическая практика и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.

1811. Поступает в Геттингенский университет, затем в Берлинский.

1813. Прерывает занятия в университете  и  поступает  волонтером  в  действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».

1816. Открывается первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.

1826.  Фрёбель пишет свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека». В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.

1836–1837. Фрёбель разрабатывает план элементарной   школы  при  сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.

1838–1839. Путешествует по городам Германии со своими  публичными  лекциями о школе для детей.

1838–1840. Фрёбель издает газету «Воскресный листок»  под  девизом  «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.

1839.  Издается его известная книга «Материнские и ласкательные песни».

1840. Фрёбель находит название своему дошкольному учреждению – «детский сад». В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В этом же году 28 июля открывается первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».


1842. Отрываются  курсы подготовки женщин для работы в детских садах.

1844.  Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к  играм  в  мяч». Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновывает концептуальные основы своих педагогических воззрений.

1849–1850.  Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении  идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сент. 1851. По роковому стечению обстоятельств, по  идеологическим  мотивам  все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».

21 июня 1852   Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна. Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.